Понедельник
26.08.2013
06:20
Разделы новостей
Работа с родителями
Методическая работа
Праздники
Медицина для нас
Работа с детьми
Разделы деятельности
Яндекс.Погода
Друзья сайта
Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Методическая работа

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ, УЧИТЫВАЯ ИХ ГЕНДЕРНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ.
Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Самой актуальной проблемой на современном этапе является проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, его полоролевой дифференциации.

     Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучного отношения в семье.

     Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные Федеральными Государственными Требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или» мальчик», а когда вырастет будет «женщиной» или «мужчиной».

     Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

     Анализ литературы показывает, что гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный – ребенок рано относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Т.А.Репина, И.С.Кон); эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, проявление эмоций Т.П.Хризман); поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, Д.В.Колесов, Т.А.Репина).

     Согласно пункту 3.3.4 (ФГТ) – «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначального представления социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности…».

    Цель исследования – на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, сформировать правильную модель поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.

СВОЕОБРАЗИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛОРОЛЕВОМ АСПЕКТЕ.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.  
     Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности, помогает им разобраться с ней, ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни.

     В игре происходит:

- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между людьми;
- ребенок приобретает навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

     По мнению современных исследователей детской игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой приемы должны быть направлены на развитие игровых умений дошкольников, таких как:

- ролевое взаимодействие;
- совместные игровые действия.

     В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в нашей практике содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизических особенностей девочек и мальчиков.

     Основанием для дифференцированного подхода, как правило, является уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т.И. Бабаева, Н.Г. Маркова и др.). Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для освоения дошкольником позиции субъекта игровой деятельности (субъект использует другого человека как объект).

     Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Особенно заметно различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.

     Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между мальчиками и девочками в группе.

     С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности.  В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Имитируют женские черты, профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве , мальчики играют  практически на всей территории групповой комнаты . Ближе к 5 годам начинается процесс личностного времени. 

     Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.



ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВМЕСТНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Именно в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:

- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны  дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
-  различие игрушек для девочек и мальчиков.

     Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.

     Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут  соответствующие атрибуты. Девочки,  играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т.д.

     В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками ,  потом с заменителями игрушек ,потом речевые и воображаемые действия .  В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.

      Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по- разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх.

     Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ.

     В совместной игре происходит усвоение дошкольниками гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек среднего возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков, как в детском саду, так и в семье и организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

     Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:

- наблюдение;
- беседы;
- дидактические игры;
- игра-тренинг;
- совместные игры;
- игры-ситуации;
- продуктивная деятельность.

 НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДА.


Наблюдения за поведением детей в быту, игровой деятельности, в общении друг с другом показали, что дошкольники нуждаются в формировании правильной модели поведения. Семья является важным и определяющим фактором в воспитании ребенка. Именно на примере членов семьи дошкольники общаются в процессе совместных игр или иной продуктивной деятельности.

     Поэтому, первоначально была проведена беседа « Моя семья». На магнитной доске разместили ряд картинок с изображением членов семьи, где была представлена различная модель поведения . Дети с удовольствием прослушали рассказ педагога, обменялись мнениями . После этого, педагог задал ряд вопросов:

- Кто изображен на картинках? (Люди)
- Где здесь изображены мальчики и девочки, мужчины и женщины?
- Как Вы думаете – как одним словом можно назвать людей, живущих вместе?
- Что они делают?
- Как они это делают?

     После беседы по этой серии картинок, можно закрепить понятие «Семья. Поведение членов семьи» и ввести его в совместную игру для более осознанного восприятия дошкольниками.
     По мере наблюдений за совместной игрой дошкольников выяснилось, что девочкам действительно нужно меньше пространства, чем мальчикам.
     Девочки и мальчики стали играть чаще вместе, причем модель поведения их стала более правильной, что позволило создать замечательную атмосферу в группе .

 ИГРА – ТРЕНИНГ «МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ ИЛИ ПОДРУГА».

     После беседы и наблюдений за совместными играми была проведена игра-тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была  создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.

     Цели:
1.    Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе.
2.    Воспитывать уважение друг к другу.
3.    Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
4.    Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

     Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:
- дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т.е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;
- предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;
-увидеть какое настроение у них;
- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;
- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).
     После выполнения задания дошкольники кладут свои работы на стол, любуются ими, поддерживают дружескую беседу.

 СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ.

     Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность.

«КРАСИВЫЙ НАРЯД»
    
     Цели:
1. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.
2. Предоставить возможность занять позицию взрослого.
3. Отражать в игре личный опыт и знания.
4. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

     Лада и Ваня играют в семью. Ваня предлагает девочке принарядиться. Для этого Лада сначала гладит кофточку , затем снимает юбку с вешалки  и одевает все на себя. Ваня оценивающе смотрит на Ладу и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.
     Было очень интересно наблюдать за процессом игры. Лада с таким умением  и быстротой выполняла все действия, а Ваня с уважением и теплотой помогал ей.

ИГРА-СИТУАЦИЯ «КИНОТЕАТР».

     Цели:
1.    Рассказать об устройстве кинотеатра.
2.    Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

     После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения.


ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.

     Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.
     Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.
     Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Кристина и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Кристина предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.
     Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.


ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ).


     В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «НАРИСУЙ СВОЕГО СОСЕДА ПО ПАРТЕ».
     Цель:
1.    Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.
2.    Учить разрешать конфликтные ситуации.
3.    Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

     При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать,  как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.

     После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


          Проанализировав представленную литературу по гендерному воспитанию, в частности связанную с формированием модели поведения дошкольников, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна и своевременна.
     Наша задача на данном этапе была выполнена. Поставленная цель- способствование благоприятному протеканию процесса гендерной принадлежности мальчиков и девочек, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли и формирование адекватной полу модели поведения - достигнута.
     Но есть и еще много проблем, которые надо решить в связи с этой темой. Не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Поэтому моим дельнейшим продолжением работы будет более углубленное взаимодействие с родителями  воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности, совместных посиделок и т.п.
     Также есть большое желание привлечь и воспитателей других групп к этой теме, предложить педагогам специальную литературу по проблемам дифференцированного воспитания девочек и мальчиков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.    Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – Педагогическое общество России, 2006.
2.    Михайленко Н.Я.Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.
3.    Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. – Издательство «Линка-Пресс», 2009.
4.    Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – Издательство «ТЦ Сфера», 2008.
5.     Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.                    Программа и методические рекомендации. – Издательство «Мозаика-Синтез», 2008.
6.    Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» под ред. Парамоновой Л.А. - Издательский дом «Карапуз», 2006.
7.    Федеральные Государственные Стандарты к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, - УЦ Перспектива, 2011.

Категория: Методическая работа | Добавил: gou2145 (10.05.2012) | Автор: Добромыслова О.А.
Просмотров: 3651 | Рейтинг: 4.0/1 |



Спеццены - Дачные участки, ипотека для покупки земельного участка . Юридический адрес компании аин - девелопмент.