Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 4 годам. Другие говорят чётко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчётливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учёбе. Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве говорящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляется в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассивный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращённую к нему речь и только в дальнейшем при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем начинает пользоваться ими.
Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записывать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребёнком, его речь вовремя игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, Но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. Развитие речи ребёнка на первом году жизни.
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком. В установлении эмоционального общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию ребёнка, которые быстро развиваются и совершенствуются начиная с первого месяца жизни. На третьем месяце развития у младенца появляется «опыт общения», он оживляется, когда видит мать, выражает своё удовольствие движениями ручек и ножек и какими-то ещё не совсем понятными звуками типа э, аа, га, гы, кхы. Это значит, что он вступил в раннюю стадию лепета – гуление. Этот период жизни характеризуется тем, что у ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, то есть в ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног, головы, прекращение плача, он пытается отыскать взглядом взрослого, поворачивает голову к источнику звука. Слуховое и зрительное сосредоточение развивается в том случае, если малыш систематически слышит речь взрослого, видит его.
И неправы те родители, которые считают, что разговаривать с малышом, когда он ещё ничего не понимает, не обязательно. Во время бодрствования ребёнок должен слышать обращённую к нему речь. Общение (когда взрослый говорит, а ребёнок только слушает) не только вызывает у малыша приятные эмоции (радость, улыбку), но и приучает прислушиваться к речи, порождает у него желание самому произносить звуки. В результате малыш начинает узнавать голос матери, приучается постепенно различать своё имя, а затем и отзываться на него. Для развития зрительного сосредоточения взрослый показывает ребёнку яркие погремушки, стремится установить с ним контакт на расстоянии: отходит от кроватки, называет малыша по имени, то есть создаёт такие условия, при которых он вынужден искать взрослого взглядом, поворачивать голову.
Организуя зрительные и слуховые впечатления, необходимые для нормального развития нервной системы и органов чувств малыша, взрослый тем самым подготавливает почву для развития и речи ребёнка.
В этот период у ребёнка можно выделить гласные звуки (а), (у), (э) и ряд согласных (п), (б), (м), (к), (г), (х). Однако эти звуки ещё неустойчивы, и малыш произносит их нечётко и не всегда.
В конце третьего – начале четвёртого месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Ребёнок, если с ним часто общались, уже сам стремится найти взглядом взрослого, при его появлении поворачивает голову, улыбкой выражает свою радость, произносит звуки. Гуление становится более интенсивным, если взрослый наклоняется к ребёнку. В этот период жизни малыш произносит звуки и звукосочетания более протяжно, певуче –а-а, а-га, а-ги, а-гу, но ещё недостаточно отчётливо, порой эти звуки и звукосочетания невозможно даже воспроизвести.
К концу первого полугодия жизни ребёнок произносит отдельные звуковые сочетания па, ка, ма, га, которые при постоянном повторении составляют как бы расчленённые на слоги слова ка-ка-ка, па-па-па, ма-ма, га-га. Конечно, эти звуковые сочетания ещё далеки от настоящей речи и не служат средством общения.
Для развития речевой активности ребёнка можно повторять те звуки и звукосочетания, которые произносит сам малыш. Воспроизводя вслед за ним с небольшим интервалом звуки и звуковые сочетания, вы вызовете у ребёнка потребность произнести их повторно.
Такое произнесение ребёнком звуков способствует развитию слуха, укрепляет его речевые органы, у малыша совершенствуется артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Урок «подражания» принесёт пользу в том случае, если младенец ощущает полный комфорт: здоров, бодр, сыт, находится в тепле. Во время такого «разговора» ребёнок должен видеть ваше лицо. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и вашей мимике. Чтобы малыш мог отчётливо слышать свой голос и голос говорящего с ним взрослого, устраните посторонние звуки и шумы: выключите радио, телевизор.
На седьмом месяце развития ребёнок начинает понимать речь на основе зрительного восприятия, то есть устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Взрослый создаёт специальные условия для развития понимания речи. Например, если семи-, восьмимесячному ребёнку несколько раз показать часы и сказать: «Это часы», а затем спросить его: «Где часы?», он глазами будет отыскивать данный предмет. Многократно повторяя свой вопрос, взрослый тем самым связывает в сознании ребёнка слово с предметом.
Но не только предмет интересует ребёнка, он хочет продолжать общение со взрослым. Однако умение в эту пору различать слова ещё далеко от совершенства. Малыш «узнаёт» главным образом те из них, которые резко отличаются по ритмической структуре: слова же, состоящие из звуков, сходных по звучанию, он ещё путает. Так, ребёнок правильно покажет , где кот, а где окно, но не укажет, где Коля, а где Оля.
Звучащие игрушки нередко вызывают у малыша потребность «говорить». Он долго задерживает на них свой взгляд, издаёт звуки. Показывая предмет, обязательно назовите его. Действия, производимые с ним, сопровождайте речью: «Это Ляля. Это зайка. Давай зайку уложим спать». Постепенно приучайте ребёнка пользоваться словами, вызывайте у него потребность говорить. Так, если ребёнок тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не торопитесь давать её, попытайтесь вызвать у него речевую реакцию: произнесите слово, звуки или звукосочетания (би-би, Ляля). Если ребёнок молчит, спросите его: «Тебе дать машину би-би и т.д.». Давая игрушку, назовите её: «Это машина (би-би). Это Ляля».
На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть «тик-так», молоток – «тук-тук», звонок- «дзинь-дзинь» и т.д. Однако наряду с ними необходимо употреблять полные слова.
Для развития понимания речи предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой-то один. При этом соотносите слово не только с предметами, игрушками, но и с действиями, которые производит сам ребёнок или кто-то из взрослых, приучайте его правильно выполнять эти действия: вставать, сесть, дать игрушку, помахать ручкой при уходе взрослого и.т.д.
Итак, к концу года ребёнок начинает прочно устанавливать связь между названием предмета и словом, его обозначающим.
К этому же времени ребёнок овладевает 8-12 словами, в основном звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе появляются слова из одинаковых (мама, папа, дядя), а иногда из разных слогов (Ната, Таня, Катя). И, хотя малыш ещё довольно часто прибегает к жестам и мимике, речь всё больше становится средством общения. ОТМЕТЬТЕ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА
-Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
-С какого возраста он начал понимать речь взрослых? (На вопрос: «Где папа, мама, Ляля, мишка?» - отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)
-Когда произнёс первые слова и какие?
-Сколько слов (и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
-Какие звуки произносит достаточно отчётливо, а какие произносит, но не всегда верно?