Оптовая торговля. краска для наружных работ по дереву в пензе. . Count off top History.
Понедельник
26.08.2013
06:24
Разделы новостей
Работа с родителями
Методическая работа
Праздники
Медицина для нас
Работа с детьми
Разделы деятельности
Яндекс.Погода
Друзья сайта
Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Работа с детьми

Развитие речи ребёнка на первом году жизни.
развитие речиНе у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 4 годам. Другие говорят чётко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчётливо, пропускают звуки и «проглатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учёбе.
Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве говорящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляется в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассивный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращённую к нему речь и только в дальнейшем  при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем начинает пользоваться ими.

Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему  ваш ответ?

- Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записывать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребёнком, его речь вовремя игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью,
 Но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Развитие речи ребёнка на первом году жизни.


развитие речи на первом году жизниПредпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком. В установлении эмоционального общения большая роль принадлежит зрению, слуху, осязанию ребёнка, которые быстро развиваются и совершенствуются начиная с первого месяца жизни.
На третьем месяце развития у младенца появляется  «опыт общения», он оживляется, когда видит мать, выражает своё удовольствие движениями ручек и ножек и какими-то ещё не совсем понятными звуками типа э, аа, га, гы, кхы. Это значит, что он вступил в раннюю стадию лепета – гуление. Этот период жизни характеризуется тем, что у ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, то есть в ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка импульсивных  движений рук, ног, головы, прекращение плача, он пытается отыскать взглядом взрослого, поворачивает голову к источнику звука. Слуховое и зрительное сосредоточение развивается в том случае, если малыш систематически слышит речь взрослого, видит его.

И неправы те родители, которые считают, что разговаривать с малышом, когда он ещё ничего не понимает, не обязательно. Во время бодрствования ребёнок  должен слышать обращённую к нему речь. Общение (когда взрослый говорит, а ребёнок только слушает) не только вызывает у малыша приятные эмоции (радость, улыбку), но и  приучает прислушиваться к речи, порождает у него желание самому произносить звуки.  В результате малыш начинает узнавать голос матери, приучается постепенно различать своё имя, а затем и отзываться на него. Для развития зрительного сосредоточения взрослый показывает ребёнку яркие погремушки, стремится установить с ним контакт на расстоянии: отходит от кроватки, называет малыша по имени, то есть создаёт такие условия, при которых он вынужден искать взрослого взглядом, поворачивать голову.

Организуя зрительные и слуховые впечатления, необходимые для нормального развития нервной системы и органов чувств малыша, взрослый тем самым подготавливает почву для развития и речи ребёнка.

В этот период у ребёнка  можно выделить гласные звуки (а), (у), (э) и ряд согласных (п), (б), (м), (к), (г), (х). Однако эти звуки ещё неустойчивы, и малыш произносит их нечётко и не всегда.

В конце третьего – начале четвёртого месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Ребёнок, если с ним часто общались, уже сам стремится найти взглядом взрослого, при его появлении поворачивает голову, улыбкой выражает свою радость, произносит звуки. Гуление становится более интенсивным, если взрослый наклоняется к ребёнку. В этот период жизни малыш произносит звуки и звукосочетания более протяжно, певуче –а-а, а-га, а-ги, а-гу, но ещё недостаточно отчётливо, порой эти звуки и звукосочетания невозможно даже воспроизвести.

К концу первого полугодия жизни ребёнок произносит отдельные звуковые сочетания па, ка, ма, га, которые при постоянном повторении составляют как бы расчленённые на слоги слова ка-ка-ка, па-па-па, ма-ма, га-га. Конечно, эти звуковые сочетания ещё далеки от настоящей речи и не служат средством общения.

Для развития речевой активности ребёнка можно повторять те звуки и звукосочетания, которые произносит сам малыш. Воспроизводя вслед за ним с небольшим интервалом звуки и звуковые сочетания, вы вызовете у ребёнка потребность произнести их повторно.

Такое произнесение ребёнком звуков способствует развитию слуха, укрепляет его речевые органы, у малыша совершенствуется артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Урок «подражания» принесёт пользу в том случае, если младенец ощущает полный комфорт:
здоров, бодр, сыт, находится в тепле. Во время такого «разговора» ребёнок должен видеть ваше лицо. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и вашей мимике. Чтобы малыш мог отчётливо слышать свой голос и голос говорящего с ним взрослого, устраните посторонние звуки и шумы: выключите радио, телевизор.

На седьмом месяце развития ребёнок начинает понимать речь на основе зрительного восприятия, то есть устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Взрослый создаёт специальные условия для развития понимания речи. Например, если семи-, восьмимесячному ребёнку несколько раз показать часы и сказать: «Это часы», а затем спросить его: «Где часы?», он глазами будет отыскивать данный предмет. Многократно повторяя свой вопрос, взрослый тем самым связывает в сознании ребёнка слово с предметом.

Но не только предмет интересует ребёнка, он хочет продолжать общение со взрослым. Однако умение в эту пору различать слова ещё далеко от совершенства. Малыш «узнаёт» главным образом те из них, которые резко отличаются по ритмической структуре: слова же, состоящие из звуков, сходных по звучанию, он ещё путает. Так, ребёнок правильно покажет , где кот, а где окно, но не укажет, где Коля, а где Оля.

Звучащие игрушки нередко вызывают у малыша потребность «говорить». Он долго задерживает на них свой взгляд, издаёт звуки. Показывая предмет, обязательно назовите его. Действия, производимые с ним, сопровождайте речью: «Это Ляля. Это зайка. Давай зайку уложим спать».
Постепенно приучайте ребёнка пользоваться словами, вызывайте у него потребность говорить. Так, если ребёнок тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не торопитесь давать её, попытайтесь вызвать у него речевую реакцию: произнесите слово, звуки или звукосочетания (би-би, Ляля). Если ребёнок молчит, спросите его: «Тебе дать машину би-би и т.д.». Давая игрушку, назовите её: «Это машина (би-би). Это Ляля».

На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть «тик-так», молоток – «тук-тук», звонок- «дзинь-дзинь» и т.д. Однако наряду с ними необходимо употреблять полные слова.

Для развития понимания речи предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой-то один. При этом соотносите слово не только с предметами, игрушками, но и с действиями, которые производит сам ребёнок или кто-то из взрослых, приучайте его правильно выполнять эти действия: вставать, сесть, дать игрушку, помахать ручкой при уходе взрослого и.т.д.

Итак, к концу года ребёнок начинает прочно устанавливать связь между названием предмета и словом, его обозначающим.

К этому же времени ребёнок овладевает 8-12 словами, в основном звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе появляются слова из одинаковых (мама, папа, дядя), а иногда из разных слогов (Ната, Таня, Катя). И, хотя малыш ещё довольно часто прибегает к жестам и мимике, речь всё больше становится средством общения.

ОТМЕТЬТЕ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

-Когда ребёнок начал гулить, лепетать?

-С какого возраста он начал понимать речь взрослых? (На вопрос: «Где папа, мама, Ляля, мишка?» - отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)

-Когда произнёс первые слова и какие?

-Сколько слов (и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?

-Какие звуки произносит достаточно отчётливо, а какие произносит, но не всегда верно?



Категория: Работа с детьми | Добавил: gou2145 (02.02.2010)
Просмотров: 870 | Рейтинг: 0.0/0 |